Русское барокко в архитектуре

В конце XVII века в России произошли важные исторические события. Россия, вступив в Северную войну, открыла выход к Балтийскому морю. В устье Невы была основана новая столица страны – Санкт-Петербург. В тот же период в Москве произошел «великий» пожар. Указом запрещалось возводить деревянные строения на месте сгоревших построек, а разрешалось строить лишь каменные или мазанковые дома. Фасады требовалось возводить по линии вдоль улиц, а не внутри двора, как раньше. В тот исторический период происходит развитие товарно-денежных отношений и появляется интерес к строительству дворянских усадеб более современной и монументальной архитектуры. Огромное значение приобрела проблема строительства, освоения новых территорий. Города требовалось создавать с учетом передового градостроительного опыта. Создавались новые градостроительные учреждения, школы и архитектурные команды с приглашенными зарубежными архитекторами. Голландские, французские, итальянские и немецкие мастера возводили в стране здания, храмы и дворцы. Все эти события повлияли на формирование новых архитектурных стилей. В период перехода Европейских стран к классицизму, в Россию пришло барокко.

Русское барокко

Особенности русского барокко в архитектуре.

Русское барокко отличается простотой композиции, использованием особых строительных материалов для отделки (гипс, штукатурка). Здания, выполненные в этом стиле, имеют яркую окраску в два контрастных цвета (белый в сочетании с желтым, красным или голубым), декоративную отделку углов «рустовку». Кровли выполнялись из позолоченной или белой жести. Фасады зданий украшались лепными орнаментами. Интерьеры оформлялись в том же роскошном стиле. В отличие от европейских образцов в архитектуре русского барокко отсутствует мистицизм.

Русское барокко Русское барокко

Русское барокко объединяет несколько разновидностей: петровское, московское или нарышкинское, голицинское и елизаветинское барокко.

• Московское барокко (1680-1700) — стиль русского барокко связаный с отказом от использования дерева, для постройки зданий, так же называется нарышкинское барокко. Этот стиль сближает элементы европейской архитектуры с русскими самобытными декоративными приемами, создает нарядный облик зданий. Московское барокко широко использует изогнутые карнизы, барельефы, статуи, многоярусные башни. Основные архитектурные памятники: церковь Архангела Гавриила арх. И.П.Зарудный.

• Голицинское барокко пришло на смену нарышкинскому. Названия этих стилей образовались от фамилий родов, строивших особо значимые архитектурные объекты. Голицинское барокко полностью отказалось от приемов древнерусской традиции строительства и отделки. Основные архитектурные памятники: Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубовицах,

• Петровское барокко (1700-1720 годы) было результатом деятельности приглашенных Петром I опытных иностранных архитекторов для застройки новой столицы. Основные архитектурные памятники: дворец А.Д.Меньшикова арх. М.Д.Фонтана , Петропавловский собор в Петербурге арх. Д.Трезини, дворец «Монплезир» арх. Ж.-Б. Леблон, «Гостиный двор» в Петербурге арх. И.К.Коробов.

• Елизаветинское барокко (1730-1760 годы) отличает смешение московского и петровского стилей с итальянским привнесениями. Основные архитектурные памятники: Смольный монастырь арх. Ф.Б.Растрелли, Андреевская церковь в Киеве арх. И.Ф.Мичурин, дворец С.Г.Строганова арх. Ф.Б.Растрелли,

В памятниках архитектуры Санкт-Петербурга, Царского Села и Петергофа русское барокко проявлено наиболее величественно и ярко. Данный архитектурный стиль позволил подчеркнуть процветание и мощь России в XVII-XVIII веках.

Русское барокко Русское барокко Русское барокко

Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий