Архитектура Микеланджело Буонарроти

michelangelo

Микеланджело Буонарроти является итальянским скульптором, гениальным живописцем, поэтом и архитектором, удивительным мастером, который покорил своими произведениями весь мир не только в Высоком и Позднем Возрождении, но и по сегодняшний день. Уже с молодых лет он начал творить свои произведения, это были драматичные, пластичные и монументальные образы, приклоненные перед человеческой красотой. Архитектурные работы Микеланджело смогли утвердить, насколько человек красив не только физически, но и духовно, насколько большую безграничность творческих возможностей он имеет.

Период учебы в юношеские годы

Микеланджело Буонарроти учился скульптуре в художественной школе, основанной Лоренцо Медичи в 1489 году, живопись он изучал у Гирландайо, делал копии фресок Джотто и Мазаччо. После того, как он получил фундаментальные знания, он сделал первый рельеф – “Мадонну у лестницы”, а через год еще дин рельеф – “Битву кентавров”. Именно в этих работах мыслитель показал, насколько его привлекают монументальные укрепленные формы.
В 1494 году будущий скульптор покинул родную Флоренцию, и путешествовал по Венеции, Болонье и Риме, где знакомился с различными работами известных мастеров и получал все больше и больше практических знаний.

Знаменитые постройки

Скульптурно-архитектурный комплекс гробницы папы Юлия II

гробница папы Юлия II

С 1501 года Буонарроти уже работал как полноценный скульптор и заслуживает уважение и признание среди почитателей своего таланта. Кроме этого, мастеру заказывают различные общественные работы крупных масштабов. Одним из таких заказчиков стал и папа Юлий II, который поручил скульптору создать гробницу в Ватикане. Но по каким-то причинам отношения между Микеланджело и папой не сложились, мастер периодически покидал Рим, потом снова туда возвращался, в результате, скульптурно-архитектурный комплекс мастер смог реализовать только к концу 1545 года.

Фасад церкви Святого Лоренцо

Фасад церкви Святого Лоренцо

С 1516 года скульптор начал работать над фасадом церкви Святого Лоренцо, который у него заказал папа Лев Х. Вместе с Буогаротты были привлечены и другие мастера – А. Сангалло, А. Сансовино, Рафаэль, Б. д’Аньоло и Я. Сансовино, но спустя 2 года на вторичный заказ пригласили только лишь Микеланджело. Он отнесся очень ответственно к разработке фасада, и в этом ему помогли знания скульптуры, античной архитектуры и рельефа.

Фасад церкви был разделен на несколько этажей фронтоном, а также аттиками и карнизами. Первый этаж должны были украшать величественные колонны, а второй – пилястры коринфского ордера. Между большим количеством колон и пилястров на обоих этажах в нишах планировалось разместить рельефные работы и статуи. Микеланджело как мог совершенствовал свой архитектурный фасад, но не смог реализовать его, и по сегодняшний момент церковь стоит без какой либо отделки.

Собор Святого Петра

Собор Святого Петра

В 1546 году Микеланджело начал работу над планом собора Святого Петра и возведением здания. Мастер трудился над этим крупным архитектурным сооружением до конца своей жизни, а закончили строительство лишь в 17 веке. Буонарроти спроектировал и построил западный фасад, а также барабан с куполом в 1557 году. Модель купола несколько отличается с тем, который был построен, поэтому сложно сказать, какой из вариантов считается окончательным.

Палаццо Фарнезе

Палаццо Фарнезе

В 1546 году Микеланджело принял работу после Антонио Сангалло над известным строением – Палаццо Фарнезе. После своего предшественника мастер начал вводить различные изменения – венчающий здание карниз, широкие оконные проемы с фронтонами треугольной формы, прекрасные фрески на фасаде здания и прочие элементы.

Порта Пия

Порта Пия

Ближе к 1562 году Микеланджело начал работать над знаменитыми римскими воротами – Порта Пия. Конструкция получалась довольно мрачноватой и суровой, но в тот же момент она была восхитительной и грандиозной проработкой, которая соответствуют манерам скульптора и его идеальному почерку. Что касается архитектурно-декоративной пластики на стенах, то она сосредоточена по центру, сразу над отверстием самих ворот, а по сторонам ворот стены оголенные, что полностью характеризует черты Барокко.

Санта-Мария дельи Анджели

Санта-Мария дельи Анджели

На последних годах своей жизни в 1561 году мастер поучаствовал в строительстве церкви Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири, но не смог увидеть ее окончание, так как умер в 1564 году, здание было достроено лишь спустя 2 года после смерти известного скульптора.
Работая над церковью, мастер смог использовать центральный зал тепидария, закрыл лишние в нем оконные и дверные проемы, а также сделал несколько больших дверей по бокам здания. Знаменитый архитектор внес в строительство титанические творческие усилия, чтобы отобразить элементы Барокко, античности и Ренесанса.

В архитектурном наследии Микеланджело насчитывается более 15 зданий и сооружений, в работе над которыми мастер выполнял основную роль, или был привлечен как проектировщик, скульптор, архитектор или живописец. Помимо перечисленных проектов Буонарроти принимал участие в создании выдающихся памятников – ниши Бельведера, капеллы Сфорца и многих других укреплений. Стоит отметить роспись Сикстинской капеллы, оформление Капитолийского холма, библиотеку Лауренциана, и многие другие архитектурные строения.

сикстинская капелла

На всех сооружениях скульптора присутствуют родственные черты, которые отображают динамическую архитектуру и стремление к величественной монументальности, все это так характерно в работах мастера. Его интересовали не светлые и спокойные интерьеры, и даже не ясная и показная гармония в уравновешенном усилии в тектонике сооружения, а пластическая выразительность архитектурных масс. Микеланджело внес невероятный вклад в стилистический комплекс Барокко благодаря своим архитектурным и художественным разработкам. По сегодняшнее время множество людей рассматривает его работы с восхищением и невероятным восторгом.

Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий